Несмотря на то, что каршеринг в России появился относительно недавно, в разных мегаполисах – Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи и многих других – он уже успел завоевать себе «место под солнцем».
Многие пользуются каршерингом, видя в нем альтернативу не только такси, но и собственному транспорту. Однако появление новой услуги породило и новый тип судебных тяжб. А так как в суд с каршерингом может ввязаться каждый из пользователей, то стоит рассмотреть особенности таких ситуаций.
Навигация по статье:
Конфликты
Они между каршеринговыми компаниями и арендаторами возникают сплошь и рядом. А тот факт, что в законодательстве пока отсутствует единый правовой акт, регламентирующий аспекты данного сервиса, только усугубляет ситуацию.
Перед подписанием договора клиенту рекомендуется внимательно его прочесть, однако, как часто бывает, мало кто это делает. А ведь в договоре прописано, какие есть штрафы и за что они взимаются.
Причем банковская карта клиента привязывается к сервису, так что оператор может сам взимать плату за нарушения, а если денег на ней не хватает, то начисляется пеня. Порой, когда штраф слишком велик, в суд на каршеринг подает уже арендатор.
К примеру, курить в каршериговой машине нельзя, однако соблюдают это требование далеко не все клиенты. А наличие в штате квалифицированных юристов приводит к тому, что суд каршеринг в подобных ситуациях выигрывает.
Причины тяжб
С одной стороны, спровоцировать суд может сама компания, когда клиент не желает компенсировать ущерб. С другой, пользователи порой оспаривают штрафы.
Что касается источников конфликтов, то ими могут быть:
- Покупка чужого аккаунта;
- Использование поддельных документов;
- ДТП;
- Нарушения ПДД;
- Хищение или нанесение ущерба имуществу компании;
- Авария;
- Нарушения правил использования – курение в машине, передача управления авто третьим лицам, езда в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения, нарушение границ зоны действия, неправильная парковка и пр.
Причем поводы дают и компании, и арендаторы.
Досудебный компромисс
Сразу отметим, что суд с каршерингом обычно является длительным и затратным мероприятием. Если клиент не реагирует на требования оператора, фирма может сама подать в суд или отдать дело коллекторам.
Рекомендуется попытаться решить все в досудебном порядке, в переписке. Но для ее ведения необходимо обратиться к квалифицированному юристу. Стоит попытаться разойтись миром или хотя бы снизить сумму претензий со стороны компании. После достижения компромисса не лишним будет оформить его документально.
Тяжба
В нее придется включаться, когда решить все миром не удалось. Как правило, в суд на каршеринг пользователи подают по следующим причинам:
- Чрезмерная неустойка, которая никак не соответствует ущербу.
- Требования оплатить «чужие» дефекты. То есть пользователь взял уже поврежденную машину, а с него требуют оплатить ремонт этих самых повреждений и так далее.
Таких ситуаций более чем достаточно, причем в них часто право на стороне пользователей, а потому клиенты наверняка выиграют тяжбу. Оператор списывает деньги с карт людей, так как они сами согласились на это.
Однако мало кто решается идти в суд и отстаивать там свою правоту. Большая часть пострадавших либо не знает, что делать, либо не хочет ввязываться в это. В результате на сайтах и форумах появляются негативные отзывы, однако компаниям на них все равно.
Дрифт
[sc name=»adsense»]
Обвинения в дрифте – это один из самых неоднозначных факторов, с коим сталкиваются пользователи, в том числе и те, которые решились на суд с каршерингом.
Дрифт запрещен правилами пользования. Однако за дрифт могут посчитать, например, занос на скользкой дороге. В этом случае клиенту нужно доказать, что маневр был необходим и суд наверняка примет его сторону.
Рекомендации
Чтобы не пришлось судиться с каршерингом, советуем обратить внимание на некоторые советы. Да, это не панацея, однако, с большой долей вероятности, проблем удастся избежать.
- Перед подписанием договора, внимательно прочтите его, особенно пункты на счет штрафов.
- Соблюдайте ПДД.
- Перед началом езды внимательно проверьте автомобиль на присутствие повреждений. При их наличии сделайте фото и отправьте оператору.
- Сделайте дополнительные снимки после завершения аренды в качестве доказательства, что машина в целости.
- Не привязывайте к учетной записи карту, на которой, как правило, крупная сумма.
- Не мусорьте в салоне;
- Не курите внутри;
- Пользуйтесь автомобилем аккуратно.
- Берите тарифы с включенной в них страховкой.
- После завершения аренды, убедитесь, что оператор принял машину.
Эти советы позволят обойтись без неприятных сюрпризов и суда с каршерингом.